Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора» ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора» ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора»

sputnik

Пазл добраПазл добра

Роль краеведческого материала в изучении Отечественной истории.

Автор: учитель истории и обществознания Маркина Ирина Евгеньевна 

         Невозможно переоценить влияние на ребенка повседневного окружения: родного города, людей, живущих рядом, культуры малой родины, ее традиций, прошлого и настоящего.

      Любовь и интерес к малой родине нужно воспитывать  в каждом ребенке, поэтому краеведение - важный элемент в воспитании  и развитии молодежи. Эту задачу помогает осуществить  региональный компонент. Он включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено региональное  культурно- историческое своеобразие территории, где  живут и учатся школьники.

    Краеведческий материал можно использовать на  уроках по истории России, изучать на занятиях внеурочной деятельности или давать на элективных курсах в старших классах.

Курс «История Ставрополя   - Тольятти» предполагает изучение истории города в рамках внеурочных занятий в 8 классе.  Одна из тем этого курса посвящена истории АВТОВАЗА. Я надеюсь, что разработка урока по теме: «Столица Отечественного легкового автомобилестроения» поможет коллегам провести интересное занятие или классный час.

План внеурочного занятия по курсу «История Ставрополя   - Тольятти»

для 8 класса по теме:  Столица Отечественного легкового автомобилестроения.

Цели урока:

1)      Учебная цель: раскрыть причины выбора тольяттинской площадки для строительства автозавода; познакомить с основными этапами строительства  Волжского автозавода; показать роль завода в дальнейшем  развитии города.

2)      Развивающая цель: развивать умение анализировать причины, заполнять синхронистические таблицы, сравнивать, работать в группе.

3)      Воспитательная цель: воспитание патриотизма, пропаганда достижений отечественного автопрома.

Основные понятия темы: инфраструктура, градообразующее предприятие.

Важнейшие даты:

1966г. –принято постановление правительства о строительстве автомобильного завода в г. Тольятти.

1967г. – начало строительных работ.

1970 – выпуск первых автомобилей.

1973г. – окончание строительства ВАЗа.

Персоналии:

Виторио Валетта, В.Н. Поляков, В.В.Каданников.

 Ресурсы  урока: презентация модельного ряда автомобилей ВАЗа,

Автомобильная держава с названием гордым АВТОВАЗ, сост. Е.Ю. Жирнова – Тольятти, 2006г.

Структура урока:

I.План изучения нового материала:

1. Динамика численности населения города. 

2. Причины и источники роста населения города.

3. Сферы занятости населения.

 4. Миграция населения. Изменение  демографических характеристик.

1.Тольятти – площадка строительства первого отечественного завода по массовому производству легковых автомобилей.

Проблемное задание для учащихся:

Выяснить причины выбора тольяттинской площадки для строительства автозавода.

Найти в тексте пособия на стр.90  не менее 4-ех причин и сделать  краткую запись в тетради.

Причины:

-наличие энергоресурсов

-химические предприятия

- удобные транспортные пути

 - наличие строительной базы и квалифицированных кадров

 -сырьевая база

2.Основные этапы строительства  Волжского автозавода.

Задание для учащихся: заполнить таблицу по ходу рассказа учителя.

Основные этапы строительства ВАЗа. 

дата

Этап строительства.

1966г

Заключено генеральное соглашение между FIAT

(Италия ) и Внешторгом СССР о строительстве ВАЗа

1967г.

Начало строительных работ

1970г.

Начало работы конвейера

1973г.

Сдача всего промышленного комплекса ВАЗа

 

3.Первый Вазовский автомобиль.

Задание: Сравнить технические характеристики 1-ой модели жигулей (стр192) с современными моделями.

Учащиеся составляют сравнительную таблицу, данные по современным машинам дает учитель, данные по первому автомобилю учащиеся заполняют самостоятельно.

Линия сравнения

ВАЗ - 2101

Лада «Калина» ВАЗ - 1118

Мощность двигателя

60л.с.

80 л.с.

Вес

860 кг

1100 кг

 

Максимальная скорость

140 км/час

160 км/час

 

Расход топлива  на трассе

7,5 л. на 100 км.

5,8 л. на 100км.

 

вед

 

Подача топлива

карбюратор

 

Инжектор

 

Ведущие колеса

задние

передние

 

4.Автоград. Четвертое рождение Тольятти.

Вопрос можно раскрыть с помощью беседы о роли завода в дальнейшем  развитии города:

- Особенность застройки Тольятти

- Приведите примеры единства городской и заводской жизни.

 - Как вы понимаете фразу: город строил завод, а завод город?

II. Формирование проектных групп.

I группа подготовка презентации модельного ряда автомобилей ВАЗа.

(задача группы показать, как совершенствовался автомобиль, дать технические характеристики первых и последних моделей).

II группа подготовка буклета о ВАЗе.

(задача группы дать технические  характеристики завода, сравнить ВАЗ XX   и  XXI века).

III группа проводит социологический   опрос о городе Тольятти.

(задача группы представить вопросы и  дать анализ ответов различных категорий населения города).

Домашнее задание:

I вариант: подготовка проектов по теме в сильном классе.

II вариант: подготовка ответов на вопросы стр 199. § 30.

Словарь урока.

  • Инфраструктуракомплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества.
  • Градообразующее предприятие -предприятие,  влияющее на все основные аспекты жизни города.

В настоящее время неуклонно возрастает роль краеведения. Условиями востребованности исторического краеведения являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», возрастает интерес россиян к своему историческому прошлому.

Список использованной литературы:

  1. Башинджагян  Е.А. «Трудный путь к «Жигулям», Тольятти, 2006г.
  2. Житков А.А.  «Вершиной жизни стал ВАЗ», Тольятти, 1997 г.
  3. Кацура П.М. «АВТОВАЗ и его время», Тольятти,2009г.
  4. Кислюк Р.Д. «Обретение» Тольятти: АВТОВАЗ, 2002г.
  5. Шаврин А.А. «ВАЗ. Страницы истории», Тольятти, 2002г.
  6. Шаврин А.А. «Поляков глазами современников», Тольятти 2004г.
  7. http://history.vaz.ru.

Организация исследовательской деятельности школьников в процессе изучения Отечественной истории. 

Автор: учитель истории и обществознания Маркина Ирина Евгеньевна 

В Федеральном компоненте государственного стандарта образования по истории есть по­ложение о том, что выпускник профильной школы должен уметь: 

«участвовать в групповой исследовательской работе...»; 

«представлять результаты... историко-познавательной деятельности в формах... иссле­довательского проекта...» 

Исследовательская работа призвана помочь учащимся систематизировать свои знания по предмету, научиться ориентироваться в достаточно распростра­ненных источниках информации, развить свой творческий потенциал.  

Внеурочная исследовательская деятельность по истории 

От меня, как от учителя, требуется: умение отобрать наиболее интересные и практически значимые темы исследований; владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся; 

В процессе организации исследовательской деятельности моих учеников я стараюсь в рамках достаточно специфической для школьного образо­вания деятельности реализовать существенные задачи исторического образования: 

- приобщить учащихся к исторической науке как таковой,  познакомить с именам историков, проводивших  исследования, на основе которых раскрываются теории, гипотезы исторического про­цесса, отдельных его периодов; 

-   научить работать с  историографией; 

- понимать особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культу­рологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого. 

От учащихся требуется: знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяс­нение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения); владение коммуникативными навыками; умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач. 

Работа над исследованием строится в несколько этапов. 

На первом этапе определяется тема, отбираются необходимые источники информации, со­ставляется своеобразная маршрутная карта реализации исследования. Темы для исследований учащихся выбираются из широкой палитры, изучаемых в обычной образовательной системе. Темы могут иметь проблемный, сюжетный, обзорный, локальный и - в нашем случае - практи­чески всегда краеведческий характер. Их можно найти в самых различных местах. Порой доста­точно просто расспросить своих знакомых и близких, поискать материалы в семейных, школьных или городских архивах, полистать подшивки старых газет в библиотеке. 

Несомненно, большой интерес может представлять история родного города, улицы, а иногда и одного дома. Наталкивают на интересный краеведческий сюжет мемориальные доски, названия улиц, старые здания, бывшие усадьбы,  и  многое другое. Краеведческие темы находятся в альбомах с фотографиями, в книгах, проспектах и брошюрах по местной истории. В городских газетах  можно найти множество различных очерков, размышлений, воспоминаний об из­вестных людях, истории учреждений, организаций или зданий. Всё это мотивирует учащихся про­следить их дальнейшую судьбу или просто больше узнать о них, а значит, заняться исследователь­ской деятельностью. 

Импульс к исследовательской paбoтe  ученики  могут получить под влиянием разных собы­тий: юбилей победы советского народа в Великой Отечественной войне, очередная годовщина вывода советских войск из Афганистана, памятные даты, связанные с рождением знаменитых земляков или строительством промышленных объектов города и.т.д. 

Объект исследования должен быть интересен настолько, чтобы у учащихся возникло же­лание заниматься его изучением длительное время. Важно наличие достаточного количества материала для целенаправленного поиска, а также общественная значимость исследования. 

Следующим шагомв исследовательской работе является общий инструктаж по составле­нию плана и сбору нужной информации из разных видов исторических источников (книг, учеб­ников, энциклопедий, документов, материалов, СМИ, Интернета и др.). В беседе рассматривались разные способы работы с исторической информацией: поиск, выписки, фильтрация, сис­тематизация, конструирование. По мере сбора и осмысления материала план уточнялся и изме­нялся. 

В работе могут использоваться самые разные исторические источники как личного, так и официального происхождения. 

Это могут быть устные источники, материалы и документы (в том числе кино, фото), по­черпнутые из домашних, государственных, общественных архивов, неопубликованные воспо­минания, разного рода биографические записки, дневники, письма. 

Важной отправной точкой в исследовании могут стать старые предметы и вещи: старин­ный шкаф, письменный стол, лампа, старые часы, пишущая машинка или даже магнитофон 60-х годов помогут воссоздать историю их владельцев, особенно если с ними связана какая-нибудь семейная легенда. 

На третьем этапе осуществляется придание работе формы, соответствующей содержа­нию проекта. Творческая форма работы предполагает не простой статистический материал, а некое сочинение, в котором отражены этапы продвижения проекта, интересные находки, споры и т.д. 

Четвёртый этап - непосредственная защита исследования на уроке/отправка на суд жю­ри и оргкомитетов. 

 Представление работ на конференциях и конкурсах различных уровней: 

 НПК: школьная, городские конференции  («Первые шаги в науку» 4-9 кл.,  Конгресс молодых исследователей Поволжья «Шаг в будущее»10-11кл.),конференции Вузов, областная конференция. 

Конкурсы: 

  • Региональный открытый конкурс творческих работ «Индустрия культуры среднего Поволжья» (ПВГУС)
  • Региональный конкурс «Документ в современном мире» (РГГУ)
  • Всероссийский Турнир им. М.В. Ломоносова конкурс по истории
  • Всероссийский конкурс исследовательских работ «Человек в истории. Россия ХХ-ХХI века» 

В истории нет неинтересных периодов, и вопросов, которые она ставит перед исследователя­ми, множество. Но мы уже традиционно отдаём предпочтение исследованиям в раках истории ХХ в. И тому есть ряд причин. Первая - ХХ век стал одним из самых драматических в истории России. Вторая - вокруг нас много живых свидетелей и участников грандиозных исторических событий, и надо сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом. 

Значение исследовательской деятельности. 

      В ходе исследовательской  деятельности старшеклассники приобретают на­выки интеллектуального труда. Они начинают видеть развитие научной мысли, в то же время они учатся сравнивать высказывания и научные положения ученых разных направлений, делать выводы, строить гипотезы, формулировать проблемы. 

Работа над темой  активизирует самостоятельную познавательную деятельность, развивает умение излагать свои мысли четко, аргументировано, расширяет кругозор, способствует выработке исторического мировоззрения. У старшеклассников отрабатываются навыки систематизации, осмысления и литературного оформления собранного материала, они приобретают первый опыт научно-исследовательского поиска. 

Исследовательские навыки, приобретенные в школе, помогут  вы­пускнику расширить знания и представления об окружающем мире, увидеть бесконечность его познания, реализовать свой  личный творческий потенциал.


Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Автор: учитель физической культуры Гоголева Екатерина Ивановна

Здоровьесберегающие образовательные технологии являются важнейшими технологиями, которые использует в своей педагогической деятельности учитель.

Здоровье и ЗОЖ пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Но в соответствии с законом «Об образовании» именно здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Вопросу сохранения здоровья учащихся в нашем лицее уделяется большое внимание. Медики отмечают наличие различных видов заболеваний. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может немного компенсировать отрицательное влияние учебного процесса: низкая двигательная активность, использование технических средств и т.д. – это предмет «Физическая культура».

В своей работе для достижения целей здоровьесберегающих технологий я учитываю следующие условия:

- создание на уроках гигиенического режима;

- использование оздоровительных сил природы – проведение уроков на свежем воздухе;

- обеспечение оптимального двигательного режима на уроках ФК, который позволяет удовлетворить потребность в движении; развитие физических качеств и поддержание работоспособности на высоком уровне в течение учебного дня, недели, месяца, года.

В результате комплексного применения этих средств я пытаюсь решить задачи оздоровления.

Для того чтобы большинство учащихся обратили внимание на своё здоровье и увеличилось число желающих заниматься физической культурой, я использую:

1) Нетрадиционные формы проведения уроков: уроки здоровья, урок-путешествие, презентации – отсюда повышается интерес учащихся к предмету.

2) Теоретические сведения: гигиенические требования, двигательный режим, возрастные и индивидуальные особенности – это стимулирует познавательную активность учащихся.

3) Разнообразные методы проведения уроков (круговой, соревновательный, игровой и другие), планируя физическую нагрузку в соответствии с индивидуальными возможностями и уровнем двигательной подготовленности занимающихся.

Необходимыми условиями реализации здоровьесберегающих технологий являются:

- создание благоприятного эмоционально-психологического климата;

- рациональная организация двигательного режима во внеурочное время, поскольку решить все возникающие проблемы только лишь на уроках физической культуры не представляется возможным.

Поэтому в нашем лицее ежегодно проводятся спортивные мероприятия «Дни здоровья», «Лыжня лицея», массовые катания на коньках. Мы ежегодно стали принимать участие в городском конкурсе «Мы выбираем здоровье» в номинации «Мама, папа, я – здоровая семья».

За счёт большей заинтересованности учащихся к занятиям ФК, повысились и результаты детей в городской спартакиаде школьников.

С целью роста числа детей с высоким и среднем уровнем физической подготовленности, провожу мониторинг (общепринятые контрольные тесты, направленные на развитие основных физических качеств: сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость).

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное применение здоровьесберегающих технологий способствует улучшению динамики состояния здоровья учащихся.



Сегодня учитель литературы вправе определять круг чтения и интерпретаций художественных произведений, заменять произведения современной отечественной литературы, рекомендованные для свободных  бесед, другими, избранными по своему усмотрению. Думается, можно взять для анализа рассказ «Женский день» Татьяны Толстой.

   Пытаясь определить современную ситуацию в русской  литературе, итальянский литературовед Марио Карамитти пишет: «Все сейчас в России проходит через фильтр памяти. И по – другому быть не может, если речь идет о стране, которая только что пробудилась от кошмара продолжительностью в 70 лет».

   В рассказе Татьяны Толстой «Женский день» мы оказываемся в нашем прошлом и вместе с рассказчицей вспоминаем «сквозь лебеду десятилетий» (Ахматова пишет, что стихи «вырастают», «как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда», а для Толстой «лебеда десятилетий» - средство осознать настоящее через прошлое) то, что мы в нашей жизни лет сорок – пятьдесят пережили.

   В один из дней накануне 8 Марта героиня (симилетняя девочка – школьница) поняла, что есть 2 мира, 2 детства, две жизни. Есть государственное и личное. И вместе им не сойтись.

Мир школы – мир принудительно фальшивый, страшный, несвободный. Цвета, которыми рисует Т. Толстая этот мир, - коричневый (тоскливый и тупой), черный и белый («черный бант … как государственная ночь», белый Ильич», «черная школьная зима»).

   И в этот страшный регламентированный мир врывается красный цвет (как в гениальном фильме С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин») – красная лента в косе маленькой ученицы. Относительный покой взорван: «Вдруг с криком, шумом, синим всплеском, кто – то большой накатывается на меня потной волной, хватает, открывает от карликового, мелковеснушатого Володи, тащит, волочит, выкрикивает, - швыряет меня на «середину»: выталкивает в особый, позорный ряд посреди зала, где стоят отпетые: двоечники, убийцы, плюющиеся через трубочку жеваной бумагой, террористы, забывшие дома тетрадь, враги рода человеческого, неподшившие воротничок. Меня! Меня!.. Меня?!»

   Это главное событие рассказа, когда героиня находится в ситуации «один против всех». И уже спустя годы рассказчица наконец – то формулирует то, что тогда, в детстве, не могла – слов «своих у меня еще нет» (с. 307).

   Событие из школьной жизни помогло окончательно понять, что государство уничтожает личность, заставляя быть как все. Не случайно неопределенное – личное предложение («домой не отпустят» (с. 368)); обезличенные инфинитивные конструкции (Мечтать! Надо мечтать» (с. 368), « В волосы… надо заплетать черные или коричневые ленты….» (с. 368), «Слушать надо!» (с. 368), «Надо помогать другу» (с. 367); отглагольные существительные(«дудение», «хождение», «заполнение» с. 367), символизирующие обезличенность толпы, стадность.

   Для того чтобы окончательно развенчать государственный мир школы – мир тюрьмы, Т. Толстая использует оксюморон ( «ангельский хор провокаторов» (с. 368)), гротеск, подчеркивающий бездушие(«отремонтированный, подбитый сталью рот» (с. 368)), градацию («женщины, фурии, учительницы» (с. 369)., «   двоечники, убийцы, плюющиеся через трубочку жеваной бумагой, террористы, забывшие дома тетрадь, враги рода человеческого, не подшившие воротничок» (с. 369).

  Поэтика контраста – это та художественная система, благодаря которой построен рассказ. И поэтому совсем иные слова появляются у героини, когда она вспоминает семью и по – настоящему живых, дорогих ей людей – отца и мать, поэтому так не хочет она нести домой открытку к 8 Марта, где покорно в школе написала под диктовку поздравление маме: «Я думаю без слов, я представляю, как я понесу эту страшную, государственную карточку, эту заразную бородавку в дом, маме, ни о чем не подозревающей маме, как я принесу ей эти неправильные, лживые слова, - без запаха, без поцелуя, без чувства, без невысказанной нежности, без этих слов с серцебиением, когда она выпускает мою руку и растворяется в толпе, - а я беззвучно кричу ей вслед, - я принесу и поднесу ей эту страшную, бородавчатую, мертвую карточку, и она испуганно уставится на красную восьмерку со стальными государственными зубами… я заражу дом…» (с.371).

  Один из сборников рассказов Т. Толстой назван «Круг». Название символично, т. к. пространство её героев часто замкнуто, вырваться из него нельзя. В «Женском дне» героиня поняла: " Я заражу дом" - совместить два разных пространства (школы и дома) нельзя, как нельзя человеку живому жить в страшном мертвящем мире.

   Сегодняшние психологи говорят, что одна из главных проблем детей – это неумение проживать жизнь. И только большая литература и духовный учитель способны заставить детей сопереживать, а  значит, и жить полноценно, ведь ещё В. Сухомлинский говорил, что «учить чувствовать трудно».

   Героиня «Женского дня» восстала против школы – тюрьмы. Это и есть урок достоинства, урок мужества, урок индивидуальности.

    Помочь понять рассказ «Женский день» Т. Толстой – это задача учителя. Для семиклассников уместно предложить следующие вопросы для обсуждения: Понравился ли вам рассказ? Какое настроение возникло после прочтения его? Какие мысли и чувства появились? Понравилась ли вам героиня? Какая это девочка? Что ей нравится в жизни, а что нет? Почему так переживает героиня, когда ей нужно только принести домой поздравительную открытку? Какие слова и выражения характеризует мир школы? Объясните их. В какой семье живет девочка? Чем мир школы отличается от мира семьи? Приведите примеры контраста. Посмотрите по толковому словарю определение слова «личность». Как Вы думаете, каждый ли человек личность? Личность ли героиня рассказа? Докажите свое мнение.


Как воспитать такого читателя, который имел бы духовную потребность в чтении, мог адекватно оценивать достаточно сложные произведения и духовно совершенствовался, ведь Достоевский как- то сказал: «… после чтения ясный совершился во мне подъем хороших мыслей и чувств».

   Необходимо учитывать, что литература – это художественное познание, это есть «труд и творчество» (В. Асмус).

   Каждый урок неповторим. Моделируя урок, мы создаем свое произведение, где логика художественного творчества и художественное познания слиты воедино.

   Выделяются различные жанры уроков, исходя из сюжетной и стилистической их сторон. На некоторых из них мы и остановимся.

      Урок – путешествие – возможность соприкоснуться с реалиями и фактами жизни, совершенно нами не знаемой.

   Изучая в 11 классе роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», мы совершаем заочную экскурсию по Иерусалиму и его окрестностям. Слайды, фотографии помогают представить эпоху Иисуса. Идя по Виа Долороза, совершая вместе с Христом его крестный  путь, мы узнаем, как появилось изображение Бога – он промокнул потное лицо платком, и на нем навсегда остался его лик – Спас Нерукотворный.

   Гефсиманский сад, где Иисус молился накануне своего ареста. Существует легенда: «Иисуса распяли. Вся природа скорбела: деревья приклонили ветви, цветы закрылись, трава полегла. И только маслина осталась такой, как была. Когда упрекнули ее, она сказала: «Я скорблю, что у меня вся душа высохла». И действительно, маслина увеличивает объем ствола, а внутри ствола полый. И деревья, ровесники Иисуса , живы до сих пор.

   Урок – новелла – модель образно – эмоциональной формы. В 11 классе знакомимся с творчеством С. Довлатова и его книгой «Чемодан». Задача урока – пробудить интерес к творчеству писателя и пытаться оценить один из его рассказов. Ребята слушают рассказать о судьбе писателя – эмигранта и чтение «Куртки Фернана Леже», одной из глав книги «Чемодан». Задание – написать эссе: «Чемодан» - произведение автобиографическое. Уезжая в эмиграцию, рассказчик (Сергей Довлатов) вынужден взять с собой минимум вещей – один чемодан. Проходит несколько лет жизни в США, и герой обращается к этим вещам – перчатки, куртка… Каждая становится предметом для повествования.

   Глава «Куртка Фернана Леже» - рассказ о принце и нищем. Живут два мальчика – Андрюша Черкасов и Сережа Довлатов. Один – сын народного артиста СССР, депутата Верховного Совета (принц),  другой – сын пьющего, незнаменитого отца (нищий), но их матери  (актрисы) дружат: « У Черкасова была дача, машина, квартира и слава. У моего отца была только астма».

      Позиция автора своеобразна: это мнимый автобиографизм, самоирония и драматизм повествования.

   Но умирает великий актер Николай Черкасов, и вдова его становится одинокой. Раньше приходили в гости Шостакович, Райкин, сейчас – нет. Лишь Сережа сочувствует и сопереживает ей. И, приехав как – то из Парижа, Нина Черкасова привозит Сергею царский подарок – куртку великого французского художника – модерниста Фернана Леже. И Довлатов становится принцем, Андрей Черкасов – нищим, ведь так получилось, что любовь, дружба, верность, духовность в их жизни значат больше, чем драгоценности, дачи и машины.

   Юмористическая ситуация, контрастное противоборство становится толчком к философскому осмыслению жизни: Для чего жить? Что такое человек? Что такое жизнь? А герои С. Довлатова – это воплощение и человеческих недостатков, и благородства, в них есть все: добро и зло, мужество и страх, верность и предательство, сила и слабость. Как и в любом из нас.

   Академическая форма уроков литературы, когда литература – объект научного исследования, предполагает такие формы, как лекция, семинар, практикум, исследование.

Семинар в 11 классе «Философская лирика Бродского». Фрагмент выступления Носенко К., ученика 11 «А» класса: «Смерть – одна из центральных тем поэзии Бродского, включающая множество подтем: страх смерти и его преодоление, смерть  как переход в Нечто, размышления о возможности (невозможности) жизни за пределами смерти, поэтическое преодоление смерти как победа вечного и всепоглощающего времени, борьба с этим временем, слово (поэзия) как форма борьбы с временем, смертью, христианское понимание смерти и его приятие (неприятие) поэтом, размышления о цели Творца, о понятиях Рай и Ад, о возможности встречи за пределами жизни, о доверии к судьбе и ее «ножницам» и т. д.

   Урок – исследование – возможность глубоко проанализировать интересующие нас проблемы. Обращаясь к современной литературе в 11 классе, изучаем творчество Т. Толствой. Урок «Проблематика и поэтика рассказа Т. Толстой «На золотом крыльце сидели» позволяет раскрыть жанр, композицию, характеристики героев, пространство и время произведения. Так ученики определяют ведущий композиционный принцип – принцип стопкадра, как кинематографе. Разные эпизоды быстро сменяют друг друга, как колейдоскопе, ведь героиня вспоминает яркие моменты из своего детства, которые часто не связаны друг с другом.

   Таким образом, разные модели уроков позволяют исследовать литературу и как вид искусства, и как объект научного познания.