Сегодня учитель литературы вправе определять круг чтения и интерпретаций художественных произведений, заменять произведения современной отечественной литературы, рекомендованные для свободных бесед, другими, избранными по своему усмотрению. Думается, можно взять для анализа рассказ «Женский день» Татьяны Толстой.
Пытаясь определить современную ситуацию в русской литературе, итальянский литературовед Марио Карамитти пишет: «Все сейчас в России проходит через фильтр памяти. И по – другому быть не может, если речь идет о стране, которая только что пробудилась от кошмара продолжительностью в 70 лет».
В рассказе Татьяны Толстой «Женский день» мы оказываемся в нашем прошлом и вместе с рассказчицей вспоминаем «сквозь лебеду десятилетий» (Ахматова пишет, что стихи «вырастают», «как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда», а для Толстой «лебеда десятилетий» - средство осознать настоящее через прошлое) то, что мы в нашей жизни лет сорок – пятьдесят пережили.
В один из дней накануне 8 Марта героиня (симилетняя девочка – школьница) поняла, что есть 2 мира, 2 детства, две жизни. Есть государственное и личное. И вместе им не сойтись.
Мир школы – мир принудительно фальшивый, страшный, несвободный. Цвета, которыми рисует Т. Толстая этот мир, - коричневый (тоскливый и тупой), черный и белый («черный бант … как государственная ночь», белый Ильич», «черная школьная зима»).
И в этот страшный регламентированный мир врывается красный цвет (как в гениальном фильме С. Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин») – красная лента в косе маленькой ученицы. Относительный покой взорван: «Вдруг с криком, шумом, синим всплеском, кто – то большой накатывается на меня потной волной, хватает, открывает от карликового, мелковеснушатого Володи, тащит, волочит, выкрикивает, - швыряет меня на «середину»: выталкивает в особый, позорный ряд посреди зала, где стоят отпетые: двоечники, убийцы, плюющиеся через трубочку жеваной бумагой, террористы, забывшие дома тетрадь, враги рода человеческого, неподшившие воротничок. Меня! Меня!.. Меня?!»
Это главное событие рассказа, когда героиня находится в ситуации «один против всех». И уже спустя годы рассказчица наконец – то формулирует то, что тогда, в детстве, не могла – слов «своих у меня еще нет» (с. 307).
Событие из школьной жизни помогло окончательно понять, что государство уничтожает личность, заставляя быть как все. Не случайно неопределенное – личное предложение («домой не отпустят» (с. 368)); обезличенные инфинитивные конструкции (Мечтать! Надо мечтать» (с. 368), « В волосы… надо заплетать черные или коричневые ленты….» (с. 368), «Слушать надо!» (с. 368), «Надо помогать другу» (с. 367); отглагольные существительные(«дудение», «хождение», «заполнение» с. 367), символизирующие обезличенность толпы, стадность.
Для того чтобы окончательно развенчать государственный мир школы – мир тюрьмы, Т. Толстая использует оксюморон ( «ангельский хор провокаторов» (с. 368)), гротеск, подчеркивающий бездушие(«отремонтированный, подбитый сталью рот» (с. 368)), градацию («женщины, фурии, учительницы» (с. 369)., « двоечники, убийцы, плюющиеся через трубочку жеваной бумагой, террористы, забывшие дома тетрадь, враги рода человеческого, не подшившие воротничок» (с. 369).
Поэтика контраста – это та художественная система, благодаря которой построен рассказ. И поэтому совсем иные слова появляются у героини, когда она вспоминает семью и по – настоящему живых, дорогих ей людей – отца и мать, поэтому так не хочет она нести домой открытку к 8 Марта, где покорно в школе написала под диктовку поздравление маме: «Я думаю без слов, я представляю, как я понесу эту страшную, государственную карточку, эту заразную бородавку в дом, маме, ни о чем не подозревающей маме, как я принесу ей эти неправильные, лживые слова, - без запаха, без поцелуя, без чувства, без невысказанной нежности, без этих слов с серцебиением, когда она выпускает мою руку и растворяется в толпе, - а я беззвучно кричу ей вслед, - я принесу и поднесу ей эту страшную, бородавчатую, мертвую карточку, и она испуганно уставится на красную восьмерку со стальными государственными зубами… я заражу дом…» (с.371).
Один из сборников рассказов Т. Толстой назван «Круг». Название символично, т. к. пространство её героев часто замкнуто, вырваться из него нельзя. В «Женском дне» героиня поняла: " Я заражу дом" - совместить два разных пространства (школы и дома) нельзя, как нельзя человеку живому жить в страшном мертвящем мире.
Сегодняшние психологи говорят, что одна из главных проблем детей – это неумение проживать жизнь. И только большая литература и духовный учитель способны заставить детей сопереживать, а значит, и жить полноценно, ведь ещё В. Сухомлинский говорил, что «учить чувствовать трудно».
Героиня «Женского дня» восстала против школы – тюрьмы. Это и есть урок достоинства, урок мужества, урок индивидуальности.
Помочь понять рассказ «Женский день» Т. Толстой – это задача учителя. Для семиклассников уместно предложить следующие вопросы для обсуждения: Понравился ли вам рассказ? Какое настроение возникло после прочтения его? Какие мысли и чувства появились? Понравилась ли вам героиня? Какая это девочка? Что ей нравится в жизни, а что нет? Почему так переживает героиня, когда ей нужно только принести домой поздравительную открытку? Какие слова и выражения характеризует мир школы? Объясните их. В какой семье живет девочка? Чем мир школы отличается от мира семьи? Приведите примеры контраста. Посмотрите по толковому словарю определение слова «личность». Как Вы думаете, каждый ли человек личность? Личность ли героиня рассказа? Докажите свое мнение.